Цикл литературно-исторических чтений «Страницы истории», организованный районной библиотекой в рамках проекта РВИО «Памятные даты военной истории», в мае посвящен Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
В канун Дня Победы в библиотеках района проходит единый урок чтения «Читать, чтобы знать и помнить». Форма проведения урока выбиралась произвольно, кто-то предпочитает провести его в форме беседы, кто-то выбрал более интересную форму подачи материала.
Стала традиционной в отделе обслуживания детей акция «Читаем детям о войне», которая проходит рамках Международной акции с аналогичным названием главная цель которой – не дать забыть новому поколению, какой ценой досталась Победа в Великой Отечественной войне. В мероприятии участвуют ребята дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Перед чтением произведений библиотекари говорили с детьми о военных событиях 1941 -1945 гг., рассказывали о писателях, чьи произведения читали.
Особый интерес дошкольники проявляют к солдатской сказке К.Паустовского “Похождения жука-носорога“, история о том, как жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края не оставляет равнодушным никого. Ребята всегда с интересом слушают ее, активно обсуждают и отвечают на предложенные вопросы.
Как отметили сотрудники библиотеки все мероприятия проходили на одном дыхании. Судя по тому какими уходили участники - притихшие и задумчивые, организаторы смогли проникнуться в души юных созданий и дать им прочувствовать события тех далеких трагических и героических дней.
В преддверии празднования праздника Великой Победы специалисты отдела обслуживания взрослых центральной районной библиотеки для учащихся старшего и среднего школьного звена провели урок мужества «Дети войны – дети без детства». Сегодняшним школьникам трудно понять, что такое война, сколько горя она принесла нашему народу, для них она – далекое прошлое. Поэтому задачей библиотекарей было как можно правдивее донести до ребят трагизм и жестокость войны, тяжести испытаний, выпавших на долю людей, а особенно на плечи таких как они еще совсем юных их сверстников. В ходе встречи ребята узнали о тяжелых трудовых буднях в тылу, о том как маленькие дети наравне со взрослыми ковали долгожданную победу. В рассказ ведущих логично вплетались стихи о юных героях, песни, рассказывающие о героизме и вере детей военных лет в неизменную победу над врагом.
9 мая, на базе центральной районной библиотеки была организована литературно-музыкальная гостиная «На любовь свое сердце настрою…». В мире песен Б. Окуджавы воплотилась судьба их автора, выросшего на Арбате, ушедшего на войну из Грузии, много размышляющего об истории и современности. В них в песнях он сам – человек разнородных качеств и настроений, всегда, однако сохраняющий высокий настрой души об этом шла беседа с участниками встречи.
Ведущая мероприятия познакомила присутствующих с непростой, но в тоже время интересной жизнью поэта и трагической судьбой его родителей.
С большим удовольствием участники послушали песни «Ах, Арбат, мой Арбат», «Виноградную косточку в теплую землю зарою…», «Ваше Величество, женщина», «Любовь и разлука», «Я дежурный по апрелю» в исполнении Б.Окуджавы и местных авторов-исполнителей Григория Лебедева, Игоря Осотова, Андрея Федорова. Строчки многих песен поэта стали цитатами: «Возьмемся за руки, друзья!», «Мы за ценой не постоим», «До свидания, мальчики», «Надежды маленький оркестрик», и т.д.
Оказывается, мало кто из участников встречи знал, что Окуджава написал много песен для фильмов и спектаклей. Мы часто слышим их, иногда не подозревая об авторстве Б.Окуджавы. Ведь именно он автор песен «Здесь птицы не поют» из к/ф «Белорусский вокзал», «Ваше благородие» из к/ф «Белое солнце пустыни», «Бери шинель, пошли домой» из к/ф «От зари до зари», «Песенка кавалергарда» из фильма «Звезда пленительного счастья» и др.
Прозвучали пронзительные, щемящие душу стихи поэта, которые продолжают волновать людей, не равнодушных к поэтическому слову. Ведь в своем творчестве Окуджава внушает своим слушателям простые, но вечные истины о любви, вере, дружбе, надежде, братстве и верности.
Очень современно в наше жестокое время звучит призыв поэта к тому, чтобы все честные люди объединились в Союз друзей «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». И в завершение мероприятия ведущая обратилась к присутствующим с такими словами: «И пусть нашим жизненным девизом будет девиз Окуджавы»:
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,-
Тем более что жизнь короткая такая.
Представляла интерес череды мероприятий, посвященных Великой Отечественной войны литературная прививка по творчеству писателя Бориса Васильева «Стучите и откроется. Читайте и узнаете». Среди тех, кто родился в СССР, вряд ли найдутся те, кто ни разу не читал книгу, или не смотрел одноименный фильм «Офицеры», «А зори здесь тихие», снятые по произведениям Б. Васильева. Не одно поколение наших соотечественников знает и любит его книги и кинофильмы, снятые по книгам и сценариям Бориса Васильева. «А зори здесь тихие», «Аты-баты, шли солдаты», «Не стреляйте в белых лебедей», «Я – русский солдат» – золотой фонд отечественного кинематографа, золотой фонд отечественной литературы. Поэтому литературную встречу по творчеству писателя провели для взрослых читателей, уже знакомых с произведениями Б. Васильева. Были на встрече и те, чье детство пришлось на суровые военные годы. Для них это реальная история каждой семьи «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой….». Тяжело читать , смотреть о войне, а тем кто пережил все ее ужасы тяжело вдвойне, поэтому фрагменты из фильма «Офицеры», «А зори здесь тихие» смотрели в абсолютной тишине, со слезами на глазах слушали отрывки из книг и делились воспоминаниями о вернувшихся с войны родственниках, о послевоенном, невеселом, но все-таки счастливом детстве. Тема «Блокадный Ленинград» –– один из наиболее трагичных эпизодов войны. Раскрывая эту тему для учащихся начальной школы сотрудник Большеможгинской библиотеки-филиала провела урок-презентацию. Цель мероприятия: расширить представления детей о героическом подвиге жителей Ленинграда; формировать чувство патриотизма и умение сопереживать. Рассказ начался с того как началась блокада: вышел из строя водопровод, не было топлива, электричества, начался голод. Также была проведена беседа о хлебе, о его роли в жизни ленинградцев в дни блокады, о жизни и занятиях детей в блокадном городе.Наглядно знакомили с «Дорогой жизни», «Каточками на хлеб», рассказали о «Симфонии №7» (Ленинградская) Д. Шостаковича, которая звучала на весь мир. (Так мир, слушая музыку, узнал, что город на Неве жив. Слушал ее и Гитлер, обещая себе, что этот композитор был бы среди первых казненных после взятия немцами Москвы) и о снятии блокады.Проведен обзор книг, статей из журнала. Ознакомление с кратким содержанием «Блокадной книги» А.Адамовича, Д.Гранина. В ходе единого урока чтения «Читать, чтобы знать и помнить», сотрудники библиотек стремились донести славные страницы исторического прошлого России до каждого читателя, вне зависимости от возраста. С этой целью в библиотеках оформлялись книжные выставки, информационные стенды, выставки – просмотры, выставки одной книги, книжные закладки. Большой популярностью среди читателей пользуется серия книжных закладок «Лучшие книги о Великой Отечественной войне». Представленные закладки посвящаются героическим страницам Великой Отечественной войны. Помимо этого, ежегодно, сотрудники библиотек принимают активное участие в подготовке и проведении митингов, организовывают встречи ветеранов, в Вахтах памяти, организуемых в муниципальных образованиях, в бессмертном полку, участвуют в различных патриотических акциях. Так, стали традиционны ежегодные патриотические акции «Поздравь ветерана», организованные на базах сельских библиотек-филиалов. Подобные акции развивают интерес и внимание детей и подростков к судьба своих близких, помогают понять значение их жизненного пути в судьбе России. Подарки ребята изготавливают сами на занятиях творческих кружков и разносят ветеранам в канун Дня победы. Изучая читательские интересы по военной тематике (биографии ветеранов-земляков), многие библиотеки направляют свои усилия на поисковую работу, привлекая к этому и юных читателей. Коллеги бережно хранят материалы об участниках Великой Отечественной, а потом используют этот бесценный капитал человеческой памяти в своих массовых мероприятиях, представляют читателям для написания рефератов, исследовательских работ.